Аки Каурисмяки
(Aki Kaurismaki)
жжизнь богемы
DVD
Плывущие облака
DVD
Юха DVD
Ленинградские ковбои едут в Америку
DVD
Я нанял киллера
DVD
Девушка со спичечной фабрики
DVD
человек без прошлого
DVD
ленинградские ковбои встречают моисея
DVD
Аки Каурисмяки - финский режиссер, сценарист,
продюсер.
Классик финского кино, он соединил Запад и Восток,
европейский лоск и маргинальное, квазисоветское
варварство; придал товарный вид немодным сегодня
историям о провинциалах, неудачниках и
деклассированных элементах. Неистовый синефил, он
одинаково нуждается в Любиче и Брессоне, Бунюэле и
Макендрике, Одэу и Тати, Пудовкине и Беккере.
Однако, цитируя, никогда не приносит в жертву
подлинность чувств; стилизуя, контрабандой
протаскивает на экран "реальность", ставшую в
постмодернистскую эпоху неприличной.
"Король проигрыша" - вот любимый и единственный
герой режиссера, будь то современный Раскольников,
работающий на скотобойне в Хельсинки ("Преступление
и наказание", 1983), не менее современный Гамлет
("Гамлет входит в дело", 1987), помещенные в
сегодняшний Париж персонажи Анри Мюрже ("Жизнь
богемы", 1992). С редким изяществом Каурисмяки
скрещивает хрестоматийный сюжет и визуальную среду
второй половины 20 века. Его зрение совершенно:
камера добывает драгоценные крупицы киноискусства в
безнадежных ситуациях, там, где, скучая, опускает
руки режиссер средней руки.
Изобразительная точность и аскетизм помогают
концентрировать энергию. Действие, как правило,
показано в виде стилизованных клише. Режиссер то и
дело затевает лукавую игру с жанровыми схемами,
собирая свой фильм из пауз, из фабульных недомолвок.
Дыхание живого человека, преодолевающего социальную
условность, смерть и небытие, занимает Каурисмяки в
первую очередь.
Так называемая "пролетарская трилогия" ("Тени в
раю", 1986, "Ариэль", 1988, "Девушка со спичечной
фабрики", 1990) и примыкающая к ней картина "Вдаль
уплывают облака" (1996) показывает Финляндию
безжалостно и одновременно с нежностью. По сути, эти
фильмы отрицают этическую максиму, которая
господствует сегодня в голливудском кино: успех есть
благо.
Светлая печаль и наивный стоицизм режиссера могли бы
показаться провинциальной претензией, когда бы не
беспрецедентная строгость его мышления: Каурисмяки
закладывает в структуру своих картин возможность
любой другой точки зрения на предмет. Он
контролирует все элементы фильма, сочетая иронию и
сентиментальность, и потому остается неуязвим.
Каурисмяки никогда не показывает красивые природные
ландшафты и постельно-эротические сцены: "Туфли с
высокими каблуками падают на пол, шелковое белье,
travelling (путешествие) по женской ноге... Если я
еще раз увижу это в кинотеатре, я, наверное, брошусь
на экран!".
Неподражаемый юмор - характерная примета
режиссерского стиля. Конечно, уроки классической
кинокомедии не прошли даром. И все же определяющей
следует считать все ту же этическую позицию автора:
в мире, где успех занял место божества,
"неправильным" персонажам, исповедующим религию
поражения и страдания, неизбежно достаются
трагикомические ситуации.
У него безукоризненный вкус. Все его фильмы, включая
сагу про "Ленинградских ковбоев", снятую в Лондоне
картину "Я нанял себе убийцу", роуд-муви "Побереги
свою косынку, Татьяна", одинаковы хороши. Он дружит
с Джимом Джармушем, которого однажды снял в своем
фильме. Каждый год он снимает новую картину, иногда
- две. |