Раритетное Кино на DVD         mail: raritetnoe-kino@mail.ru

www.raritetnoe-kino.narod.ru   тел: 8 916 801-09-98

ГлавнаяРежиссеры и АктерыКомедииМелодрамыБоевикиМистика\Ужасы

 
Аки Каурисмяки (Aki Kaurismaki)

жжизнь богемы DVD
Плывущие облака
DVD
Юха DVD
Ленинградские ковбои едут в Америку
DVD
Я нанял киллера
DVD
Девушка со спичечной фабрики
DVD
человек без прошлого
DVD
ленинградские ковбои встречают моисея
DVD

Аки Каурисмяки - финский режиссер, сценарист, продюсер.

Классик финского кино, он соединил Запад и Восток, европейский лоск и маргинальное, квазисоветское варварство; придал товарный вид немодным сегодня историям о провинциалах, неудачниках и деклассированных элементах. Неистовый синефил, он одинаково нуждается в Любиче и Брессоне, Бунюэле и Макендрике, Одэу и Тати, Пудовкине и Беккере. Однако, цитируя, никогда не приносит в жертву подлинность чувств; стилизуя, контрабандой протаскивает на экран "реальность", ставшую в постмодернистскую эпоху неприличной.

"Король проигрыша" - вот любимый и единственный герой режиссера, будь то современный Раскольников, работающий на скотобойне в Хельсинки ("Преступление и наказание", 1983), не менее современный Гамлет ("Гамлет входит в дело", 1987), помещенные в сегодняшний Париж персонажи Анри Мюрже ("Жизнь богемы", 1992). С редким изяществом Каурисмяки скрещивает хрестоматийный сюжет и визуальную среду второй половины 20 века. Его зрение совершенно: камера добывает драгоценные крупицы киноискусства в безнадежных ситуациях, там, где, скучая, опускает руки режиссер средней руки.

Изобразительная точность и аскетизм помогают концентрировать энергию. Действие, как правило, показано в виде стилизованных клише. Режиссер то и дело затевает лукавую игру с жанровыми схемами, собирая свой фильм из пауз, из фабульных недомолвок. Дыхание живого человека, преодолевающего социальную условность, смерть и небытие, занимает Каурисмяки в первую очередь.

Так называемая "пролетарская трилогия" ("Тени в раю", 1986, "Ариэль", 1988, "Девушка со спичечной фабрики", 1990) и примыкающая к ней картина "Вдаль уплывают облака" (1996) показывает Финляндию безжалостно и одновременно с нежностью. По сути, эти фильмы отрицают этическую максиму, которая господствует сегодня в голливудском кино: успех есть благо.

Светлая печаль и наивный стоицизм режиссера могли бы показаться провинциальной претензией, когда бы не беспрецедентная строгость его мышления: Каурисмяки закладывает в структуру своих картин возможность любой другой точки зрения на предмет. Он контролирует все элементы фильма, сочетая иронию и сентиментальность, и потому остается неуязвим. Каурисмяки никогда не показывает красивые природные ландшафты и постельно-эротические сцены: "Туфли с высокими каблуками падают на пол, шелковое белье, travelling (путешествие) по женской ноге... Если я еще раз увижу это в кинотеатре, я, наверное, брошусь на экран!".

Неподражаемый юмор - характерная примета режиссерского стиля. Конечно, уроки классической кинокомедии не прошли даром. И все же определяющей следует считать все ту же этическую позицию автора: в мире, где успех занял место божества, "неправильным" персонажам, исповедующим религию поражения и страдания, неизбежно достаются трагикомические ситуации.

У него безукоризненный вкус. Все его фильмы, включая сагу про "Ленинградских ковбоев", снятую в Лондоне картину "Я нанял себе убийцу", роуд-муви "Побереги свою косынку, Татьяна", одинаковы хороши. Он дружит с Джимом Джармушем, которого однажды снял в своем фильме. Каждый год он снимает новую картину, иногда - две.


Вверх

Hosted by uCoz