Стенли Кубрик
заводной апельсин DVD
цельно металлический жилет DVD
лолита DVD
убийство DVD
2001 космическая одиссея DVD
др. стрейнджлав DVD
Барри линдон DVD
спартак DVD
сияние DVD
Тропы славы DVD
с широко закрытыми глазами
DVD
Есть несколько общеизвестных характеристик, касающихся
Кубрика. Для одной части зрителей (в том числе
профессионально-киношных) он скучен, маловразумителен,
претенциозен; другая считает его открывателем новых
горизонтов визуальной выразительности и проводником в
область неизведанных миров.
Стэнли Кубрик родился 26 июля 1928 года в Нью-Йорке, в семье
евреев - выходцев из Восточной Европы. В школе учился
средне, но затем наверстал упущенное: почти профессионально
играл в шахматы, невероятно много читал. Расставшись с
детской мечтой о карьере джазового барабанщика, он увлёкся
фотографией (первую фотокамеру тринадцатилетнему Стэнли
подарил отец) и к концу 40-х стал одним из лучших
фотокорреспондентов журнала Look. В 1951 году дебютировал в
кино документальной короткометражкой "День схватки" - о
боксёре Уолтере Картье, который некогда был героем одного из
кубриковских фоторепортажей. Первые фильмы снимал на
собственные деньги и частные пожертвования - одним из
продюсеров игрового дебюта Кубрика "Страх и вожделение"
(1953) стал родной дядя режиссёра. Следующая работа Кубрика,
жёсткий, пессимистичный и захватывающий film noir "Убийство"
(1956) отлично прошёл в прокате и понравился критикам. Тем
не менее, первым фильмом Кубрика, вызвавшим международный
резонанс, стали всё же "Тропы славы" (1957) - военная драма
о том, как из-за некомпетентности командиров на фронтах
первой мировой войны полегла французская пехота. Во Франции
ленту запретили, а в соседней Бельгии прошли стихийные
демонстрации протеста офицеров запаса. Это был первый, но
далеко не последний скандал в карьере Кубрика.
В 1961 году он переезжает в Англию. Не вписавшись в
голливудскую систему стандартов, Кубрик физически отдалился
от неё. Принято считать, что "настоящий Кубрик" начался со
"Спартака" (1960). Его пригласил Кирк Дуглас, сыгравший до
того в "Тропах славы". Впоследствии, измученный тиранией
Кубрика, Дуглас отзовётся о нём, не особенно стесняясь в
выражениях.
По современным западным представлениям, главными фильмами
Кубрика остаются антивоенная сатира "Доктор Стрейнджлав, или
Как я перестал бояться и полюбил атомную бомбу" (1964),
"2001: Космическая одиссея" (1968) и "Заводной апельсин"
(1971). Предшествующую им "Лолиту" (1962), где автором
сценария выступил Владимир Набоков, оценивают прохладней, но
в целом доброжелательно. Набокова беспокоило, что его
произведение переносят в реальный мир. "Лолита", по его
словам, есть чистый вымысел, нереальный и нереализуемый,
любая экранизация в любом случае будет приблизительной. Тем
не менее, после выхода фильма на экраны писатель всячески
хвалил Кубрика. Вообще, экранизации занимают особое место в
творчестве этого режиссёра. Все полнометражные ленты Кубрика
являются экранизациями, где режиссёр выступает, не как
среднее звено между писателем и потенциальным зрителем, а
как полноправный автор. Именно благодаря ему Артур Кларк
вошёл в число живых классиков научной фантастики, а Энтони
Бёрджесса сейчас, похоже, помнят исключительно по
экранизации "Заводного апельсина". С этой картиной связан
ещё один громкий скандал в карьере Кубрика. Из-за обилия
секса и насилия в Великобритании фильм был запрещён судом с
формулировкой "зло как таковое". В 1975 году Стэнли Кубрик
экранизирует роман Уильяма Теккерея "Барри Линдон" - эта
самая "простая" лента режиссёра получает наибольшее
количество номинаций на "Оскар".
За две недели до премьеры "Сияния", которая должна была
состояться в Штатах 23 мая 1980 года, Кубрик всё ещё вносил
изменения в фильм. На "Warner Bros." не видели фильм до 16
мая. Единственным мерилом для Кубрика был он сам, и он
считал необходимым доводить каждый свой опус до
совершенства. После этого был "Цельнометаллический жилет"
("Цельнометаллическая оболочка")- фильм вышел после
стоуновского "Взвода" и сравнений было не избежать. Рецензии
были разные, по большей части восторженные. Те кто сравнивал
две эти ленты находили, что "Жилет" другая, более тёмная
сторона гуманистических воспоминаний Оливера Стоуна.
7 марта 1999 года, спустя четыре дня после окончания работы
над монтажом "Широко закрытых глаз" Стэнли Кубрик умер. С
этой прощальной работой режиссёра связано наибольшее
количество слухов и кривотолков. О проекте начали говорить с
1996 года, когда съёмочный процесс только начинал
"заводиться". Кубрик приобрёл права на экранизацию рассказа
"Traumnovelle" австрийского писателя Артура Шницлера ещё в
1968 году и готовился к съёмкам 30 лет. К написанию сценария
он приступил в начале 90-х, пригласив соавтором Джона Ле
Карре, который было, согласился, но вскоре понял, что хоть
Кубрик и великий режиссёр, но работать с ним нестерпимо
сложно, и, извинившись, бросил это дело. Тогда Кубрик позвал
в соавторы молодую британскую писательнице Кандию МакУильямс,
но вскоре поблагодарил девушку, когда стало ясно, что она
ещё только учится сценарному делу. В 1994 году Кубрик нанял
в Америке 68-летнего сценариста Фредерика Рафаэля, на
котором и успокоился. Мнения об этой ленте разошлись
кардинально - от "совершенно невразумительной драмы" до
"последнего шедевра ХХ века".
В 2001 году Стивен Спилберг снимает "Искусственный
интеллект" - ещё одна давняя мечта Кубрика. В распоряжении
Спилберга оказались более ста набросков сделанные при жизни
режиссёром. Первые кадры фильма - морские волны
разбивающиеся о берег были сняты самим Кубриком. При всех
прямых и косвенных ссылках на его имя эта картина является
безоговорочно спилберговской - на примере которой зритель
может чётко уяснить для себя разницу между талантливым
ремесленником и философом от кино.
Кубрик говорил: "Вы можете стать такими же великими
кинорежиссёрами, как и я, если только будете изо всех сил
противиться любой попытке вмешиваться в вашу работу и
останетесь самими собой". Легко сказать, почти невозможно
выполнить. Ему это удалось |