Душан Маковеев
в. р. мистерии организма DVD
сладкая картина
DVD
Родился 13 октября 1932 года в Белграде, Югославия.
До 1971 года работал на родине. После конфликта с
югославскими властями, вызванного официальной
компанией против ленты "В.Р. Мистерии организма",
переехал в Париж. Снимал фильмы в различных странах
Европы (Франции, Голландии, Швеции, Дании) и в
Австралии.
Основные фильмы: "Человек не птица" (Covek Nije Tica),1965;
"Любовный случай или Трагедия служащей П.Т.Т." (Ljubavni
slucaj ili tragedija sluzbenice P.T.T.), 1967;
"Невинность без защиты" (Nevinost bez Zastie), 1969;
"В.Р. Мистерии организма" (W. R. Misterije organizma),
1971; "Сладкий фильм" (Sweet Movie), 1974; "Монтенегро"
(Montenegro),1981; "Кока-кола кид" (Coca-Cola Kid),
1985; "Манифест" (Manifesto), 1989; "Горилла
купается в полдень" (Gorilla Bathes at Noon), 1993.
Макавеев о Макавееве
Я никогда не жертвую развлечением и сюжетом ради
эксперимента: эксперимент сам должен развлекать.
Много скрытого существует и в каждой культуре и в
частной жизни. Для меня задача кино в том, чтобы
выявлять сокровенное. Не обязательно отвратительные
дела, иной раз это нечто прекрасное, например то,
что касается секса.
Секс - ближайший родственник революционного духа: он
разрушает правила, завоевывает новые территории,
зачинает новую жизнь.
Обожаю всевозможные иллюстрированные журналы,
рекламы с женщинами в шоколаде и прочее. Кич - это
наиболее живая и свежая часть современной массовой
культуры. Показывая нам, что нравится людям, он
двигает искусство.
У моего кино нет национальной принадлежности, но у
него есть национальные корни. Югославская культура
схожа с грузинской - мы тоже горцы, хранящие идеалы
свободы, живущие рядом с орлами. Нищие язычники, под
властью христианских догматиков и богачей. У бедняка
нет ничего, кроме смеха. И нечего удивляться, что
этот юмор - черный. Он рожден отчаянием.
Смех - способ выживания
- Душан, конфронтация в ваших отношениях с
социализмом как будто позади. Вы довольны?
- На это трудно ответить. Кусок жизни назад не
вернешь ... Когда живешь в так называемой
социалистической стране, у тебя биография состоит из
этих... как это будет по-русски?
- Дырок?
Да, дырок. Ты сделал картину, а она не вышла. Как
будто ты никогда и не работал. Это странная манера
жить, когда куски твоих лет превращаются в мусор. Ты
как сетка для волейбола, сквозь которую дует ветер.
Понимаешь?
- Не очень...
- Так говорил Ницше: "Во мне дырки и сквозь них дует
ветер судьбы"... А потом, когда появляется фильм,
люди спрашивают: "Какая красивая идея, как ты это
придумал?" А я не придумал. Все, что есть в
искусстве - странное, прекрасное, чудовищное, - есть
и в жизни, где оно еще страннее, еще ужаснее и еще
безобразнее. Фильм - это бледная имитация жизни.
Жизнь - это самое ужасное, это бытие между "сейчас"
и смертью, но жить надо и надо смеяться, потому что
смех - это способ выживания. Если у людей нет денег
или нет свободы, им остается смеяться. Знаешь, когда
в Сербии больше всего смеялись? Во время оккупации.
Это было время диких шуток - люди поняли, как им
бороться с ужасом.
- Но искусство возникает не только из жизни, но и из
самого искусства. Какое кино вы любите?
- Виго, Бунюэля, авангард, раннее советское кино:
Довженко, Барнета, Медведкина, Эйзенштейна. Я
когда-то думал, что буду только монтировать
атракционы. "Мистерии организма" - это монтаж
разнородных материалов, которые при столкновении
рождают третий смысл. Но я не знал, что бывает
четвертый, пятый смысл. Картина - это
шизофреническое наслоение образов, воздействие
которых непредсказуемо. Хороший человек может стать
убийцей поневоле, дурной - сделать доброе дело.
Фильм срабатывает как детонатор.
- Вы упоминали Ницше. Он оказал на вас влияние?
- Такое же, как погода, жена, ужин, кошки. Конечно,
если нам хочется выглядеть интеллектуалами, мы
говорим о влиянии Ницше, а не о влиянии съеденной
котлеты, но это для важности. Вот Маркс - да, Маркс
на меня повлиял. Я еще студентом я прочел статью
Маркса, где он писал, что в будущем не будет таких
реакционных народов, как сербы и хорваты. Он
негодовал на них за помощь австрийцам против
венгерской революции. Это было очень патетично и
очень глупо, потому что они были против венгров, а
не против революции. И мне статья очень понравилась,
я понял что Маркс грешен, и потому он человек, а не
бог...
- Что для вас кино? Работа? Бизнес? Исследование?
- Нет. Фильм - это игра. И в эту игру должна играть
вся команда. Чтоб актер играл роль, которая нужна
фильму, а не свою собственную. И оператор снимал
этот фильм, а не свой. И я тоже. Но я не должен идти
против их природы, я должен использовать ее. Брать,
скажем, плохого актера и снимать его там, где он
правдив, потому что живет а не играет. Поэтому я
люблю смотреть плохое кино. Вылавливать моменты, где
человек против воли делает хорошо, случайно
перестает лгать и проговаривается... |