Ян Шванкмайер
конспираторы удовольствий \ еда DVD
Алиса DVD
полено DVD
фауст
DVD
"Великий мир кино - тех, кто его снимает, и тех, кто его смотрит -
разбился на два неравных лагеря. Тех, кто никогда не слышал о Яне
Шванкмайере, и тех, кто лбом столкнулся с магической величиной его
работ и
знают, что они смотрят в лицо гениальности," - написал в своем
вступлении к его творчеству обозреватель
журнала "The New Yorker" Энтони Лейн.
…В
детстве я глубоко была убеждена, что нет более удивительной
профессии на земле, чем кукольных дел мастер. Позже я поняла, что
чудес на свете не бывает. Есть лишь люди, эти чудеса творящие. Ян из
Злата Праги - один из них.
Крупнейших из чешских режиссеров Ян Шванкмайер явился на свет божий
в 1934 году в Праге, где
проживает и поныне. Творческий путь начал в 1950 у стен Института
Прикладных Искусств, а затем
продолжил в Пражской Академии Искусств на отделении кукольного
мастерства. Вскоре организовал Театр Масок, откуда его путь напрямую
пролег в знаменитый театр Laterna Magika, где Ян представил свои
первые кино-изыски. В том же 1970 году он встретил Вратислава
Эффенбергера, ведущего теоретика Чешской Сюрреалистической Коммуны,
к которой Шванкмайер вскоре присоединился и чьим участником значится
до сих пор.
Свой первый фильм Шванкмайер снял в 1964, и более чем за 30 лет
творческих неистовств осчастливил мир одними из самых памятных и
уникальных картин в истории кино, заслужив репутацию самого
передового аниматора нашего времени. Влияние его работ по-прежнему
остается бесспорным для многих мировых гениев кино - от Тима Бертона
до братьев Квай. К 1982 году с короткометражной лентой "Возможности
диалога" его непревзойденный стиль - смесь пластилиновой анимации с
приемами гиперреализма - достиг апофеоза. Фильм стал призером многих
международных фестивалей и был запрещен к показу в Чехословакии. В
1987 режиссер завершил свой первый игровой фильм "Алиса",
непревзойденную сумасшедшую и подрывную версию "Алисы в Стране
Чудес". "Чудесница" "Алиса позволила ему оторваться от своих
анимационных корней в сторону "живого" игрового кино. В 2000 году на
свет родилась последняя на сегодня работа Мастера - его знаменитое
"Полено", экранизация народной сказки о бездетной паре, усыновившей
обрубок дерева, который со временем начал пожирать все на своем
пути. Участник Берлинского, Каннского, Венецианского и
Роттердамского кинофестивалей.
"Анимация для меня - это животворящее волшебство. Это значит, что я
не только пытаюсь сделать
неподвижные объекты живыми. Я хочу, чтобы объекты жили в буквальном
смысле слова. В этом и
заключается ведущий психологический фактор - этот момент и является
для нас состоянием волшебства...
Наши предки, вероятно, умели оживлять предметы благодаря
исключительно напряженной внутренней
психической работе, в чем для меня и заключается корень всего
магического. В этом смысле анимация
заменяет то, в чем наши предки вовсе не нуждались - так называемый
эликсир сотворения жизни. Таково мое понимание процесса. Сегодня
большинство аниматоров склонны полагаться лишь на современную
технику. Тем самым оставаясь заложниками нынешней технократии. Из-за
чего и не способны разглядеть сотворения настоящего чуда". |